Персональный сайт учителя начальных классов Никоновой Татьяны Николаевны

мы исследуем

День науки в 3 А классе

29.11.16

В этом году работ было меньше, но они были не менее интересными. Работы представили:

Лиза Ануфриева «Главное чудо света»,

Костя Казаков » Научный эксперимент»,

Вика Афанасьева «Подсолнечник».

МОЛОДЦЫ!

q-w7jqzzmic

huvfxi0rcmq

Решено, что представлять наш класс на школьной научной конференции будут Лиза Ануфриева и Максим Кустов.

****************

Проектная деятельность

Окружающий мир

Проект «Моя страна»

Авторы: Катя Мярска, Соня Смёткина.

15.01.2016

20160115_125458

День науки во 2 А классе

17 декабря 2015г.

Интереснейшие научно-исследовательские работы были представлены ребятами в этом учебном году! И уровень сложности работ вырос! Темы не просто интересные, а ещё и актуальные, имеют практическую направленность! МОЛОДЦЫ!

Научно- исследовательские работы представили:

 Максим Кустов -«Наши глаза»;

Лиза Кузьмицкая — «Какая зубная паста лучше»;

Вика Афанасьева — «Почему поднимается тесто»;

Настя Шаренкова — «Растительный и животный мир Арктики»

Таня Волова — «Музеи —  это увлекательная книга!»

20151217_092117

20151217_084249

20151217_085640

20151217_090935

20151218_114027

 

********************

К 70-летию  Победы в Великой Отечественной войны.

5 мая 2015 г.

Лиза Ануфриева

Детство моих прабабушек и прадедушек пришлось на страшные годы Великой Отечественной войны.

Мой прадедушка, Гарцев Александр Михайлович, жил в Ленинграде (так раньше назывался Санкт-Петербург). Здесь он жил и в годы ленинградской блокады. Он много рассказывал об этом тяжелом времени, Во время войны немцы окружили город вражеским кольцом, в город не поступали продовольствие и лекарства.

Блокадное кольцо проходило недалеко от дома, в котором жил дедушка. Он вспоминал, как ночью в темноте выглядывал из окна кухни и мог видеть линию фронта. Город постоянно бомбили. Дедушка рассказывал, как однажды в окно прилетел осколок гранаты и упал рядом с его ногой.

Самым страшным испытанием для ленинградцев был голод. Ранней весной ребята собирали крапиву и лебеду, из которых потом варили суп.          Дедушка вспоминал, как однажды они сбежали с уроков вместе с учителем. Горели продовольственные склады. Расплавленный шоколад тёк по земле. Голодные  люди черпали его и ели прямо вместе с землёй.

Дедушка рассказывал, что от голода почти в один день умерли его отец и дед. Их похоронили на Пискарёвском кладбище, как и многих других ленинградцев, умерших во время войны.

От голода у дедушки, которому тогда было 10-11 лет, выпали волосы и зубы, так же , как и у других детей.

Когда началась эвакуация, дедушку вместе с его мамой моряки Балтийского флота переправили на лодке через Ладожское озеро по  «дороге    жизни». А обстреливающие их вражеские самолёты подлетали так близко,что можно было разглядеть лица лётчиков.

Моя  прабабушка, Шашкова  Надежда  Владимировна, в годы войны жила в Архангельске.  Хотя военных действий в нашей области не было, но людям приходилось тяжело из-за голода. Кушать было нечего. Но ребята продолжали ходить в школу. На большой перемене им выдавали по половинке чёрной шанежки. Они ждали большую перемену, это было самым радостным событием за день. На уроках часто падали в обморок от голода. Тетрадей не было, поэтому они писали на полях газет и на старых обоях.

Летом они пекли лепешки из лебеды, прямо на плите, без сковороды.

20150505_122230 (1)

 

 

 

День науки в 1 А классе

28 января в нашем классе прошёл День науки!

Ребята представили очень интересные исследовательские работы!

Нечаева Анастасия -«Удивительный мир грибов»,

Казаков Константин — «Солнечная система»,

Кузьмицкая Елизавета — «Мой домашний любимец — Котя»,

Афанасьева Виктория — «Влияние света на выращивание лука»,

Меньшуткин Пётр — «Радуга»,

Новохацкая Аня — «Молоко»,

Пьянкова Ева — «Удивительный мир фей» ,

Волова Татьяна — «Английский — это интересно!»,

Мярска Екатерина — «Город над Двиной»,

Ануфриева Елизавета- «Невидимые чернила».

 Молодцы!

P1150078

 

 

P1150084

*******************************

Пример — детская работа «Так ли прост мыльный пузырь»

автор   Пальников Егор

**************

Научно — исследовательские работы. Рекомендации.

КАК  ВЫБРАТЬ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ

Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент.

Если не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы (ответы можешь дать либо устно, либо письменно):

¯ Что мне интересно больше всего?

¯ Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей, спортом, искусством, музыкой и т.д.)?

¯ Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

¯ По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?

¯ Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

¯ Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею, тему твоего будущего исследования.

КАКИМИ МОГУТ БЫТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Все возможные темы можно условно распределить на три группы:

¯ Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

¯ Экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;

¯    Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.

Кто зажигает звёзды? Кто построил пирамиды? Почему надуваются мыльные пузыри?

Запиши тему своего исследования. 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Вы сформулировали тему своего исследования. Теперь надо подумать над целями и задачами твоей работы. Определить  цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.

Узнать, что делает под водой водолаз… Выяснить,  почему репейник колючий… Расследовать, зачем зебре полоски…

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ УТОЧНЯЮТ ЦЕЛЬ. ЦЕЛЬ УКАЗЫВАЕТ ОБЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ, А ЗАДАЧИ ОПИСЫВАЮТ ОСНОВНЫЕ ШАГИ.

Запиши задачи собственного исследования ___________

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Гипотеза – это  предложение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческогоhupothesis – основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления. Обычно гипотезы начинаются словами:

¯ Предположим…

¯ Допустим…

¯ Возможно…

¯ Что, если…

Почему самолёт оставляет в небе след?

Допустим, потому, что он разрезает небо…

Возможно, чтобы не заблудиться…

Что, если это послание инопланетянам…

Что такое хлебное дерево?

Предположим, оно вырастает из сухарей…

Почему цыплята жёлтые?

?????

Тебе для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме твоего исследования.

Запиши свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, на твой взгляд, поставь на первое место, менее важную – на второе и так далее.___________________________________________

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН РАБОТЫ.

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира.

Предлагаем список доступных методов исследования:

Воспользуйся этими методами, которые помогут проверить твою гипотезу (гипотезы).

  С этого надо начинать любую исследовательскую работу.

Задай себе вопросы:

¯ Что я знаю об этом?

¯ Какие суждения я могу высказать по этому поводу?

¯ Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?

Почему море солёное?

¯ Доброе чудовище выделяет соль…

¯ В сказке – от слёз русалочки…

¯ Маша рассказала, когда грузили соль на судно, то уронили большой ящик с солью …

¯ Запиши свои ответы  ______________________________________

   Если то, что ты исследуешь, описано в известных тебе книгах, к ним надо обратиться в первую очередь ведь совсем не надо открывать то, что до тебя уже открыто и записано в книгах.

Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников. Твоими первыми помощниками станут детские энциклопедии. Информация  в них выстроена по принципу: «Кратко, точно, доступно обо всём».

Конечно же, не всегда ты сможешь найти все нужные книги в домашней библиотеке. Поэтому посети школьную, городскую библиотеки. Если справочной литературы оказывается недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.

Запиши всё, что ты узнал из книг о том, что исследуешь.

Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно разделить на две группы: специалисты и неспециалисты.

К специалистам мы отнесём всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь.

Неспециалистами для нас будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает очень важное о том, что ты изучаешь.

запиши информацию, полученную от других людей.

Мы знаем, что фильмы бывают научные, научно-популярные, документальные, художественные.

Они настоящий клад для исследователя.

Вспомни, какие известные тебе фильмы могут помочь в сборе информации по теме твоего исследования. Посоветуйся со взрослыми, какие фильмы можно посмотреть. (Это могут быть видеокассеты, диафильмы или учебные фильмы.) Запиши всё новое, что ты узнал о предмете своего исследования из фильмов.

Сегодня ни один учёный не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Мы знаем, что через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам.

Кроме Интернета, звуковую, графическую и анимационную информацию можно найти на компакт-дисках. Также с помощью компьютерных программ ты сможешь посетить виртуальные музеи и полистать страницы энциклопедических справочников.

Запиши всё, что тебе помог узнать компьютер.

Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны, — всё это также можно использовать в исследованиях.

Подумай, какими приборами ты можешь воспользоваться для проведения наблюдений.

Проведи свои наблюдения. Запиши информацию, полученную с помощью наблюдений.

Эксперимент (от латинского experimentum) – это проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук.

Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.

Продумай план эксперимента. Может быть, ты проведёшь не один, а несколько экспериментов. Вспомни, может быть, ты уже имел возможность наблюдать за ходом какого-то опыта, эксперимента.

Запиши сначала план, а затем и результаты своих экспериментов.______________________________________

Подготовка к защите исследовательской работы.

Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.

Для этого потребуется:

  1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
  2. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
  3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
  4. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.
  5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
  6. Сделать выводы и умозаключения.
  7. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
  8. Подготовить текст сообщения.
  9. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
  10. Приготовиться к ответам на вопросы.

КАК ЭТО СДЕЛАТЬ

  1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения.

Понятия – это краткие и точные характеристики предметов и явлений. Самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов фиксируются в них. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, выдели основные понятия твоего исследования и подумай, как можно кратко их выразить.

Существуют приёмы, очень похожие на определения понятий:

s  Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение.

s  Описание – это простое перечисление внешних черт предмета с целью нестрогого отличения его от сходных с ним предметов. Описать объект – значит ответить на вопросы: Что это такое? Чем отличается от других объектов? Чем это похоже на другие  объекты?

s  Характеристика предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

s  Сравнение позволяет выявить черты сходства и различия предметов.

s  Различение помогает установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко – фрукт, а помидор – овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор —  другой…

  1.  Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.

Классификацией (от латинского classis –разряд и facere — делать) называют деление предметов и явлений в зависимости от их общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы (разряды), чтобы их упорядочить, и придаёт нашему мышлению строгость и точность.

  1. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

Парадоксом называют мнение или утверждение, резко расходящееся или противоречащее общепринятым мнениям или наблюдениям. Слово «парадокс» от греческого – неожиданный, странный, невероятный. Это может быть неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям.

  1. Ранжировать основные идеи.

Ранжирование – от слова «ранг». В переводе с немецкого языка ранг – это звание, чин, разряд, категория. Ранжировать идеи – значит выстроить их по степени важности, значимости: какая идея самая главная, какая на втором, третьем месте и т.д.

Умение отделять главные идеи от второстепенных – важнейшая особенность мыслящего ума.

  1. Предложить примеры, сравнения и сопоставления.

Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.

Сделать выводы и умозаключения.

  1. Сделать выводы и умозаключения.

Работа потеряет смысл, если исследователь не сделает выводов и не подведёт итоги. Для этого надо сделать умозаключения и высказать суждения. Суждение – это высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. На основе проведённого исследования надо сделать собственные суждения о том, что исследовалось.

  1. Указать возможные пути дальнейшего изучения.

Для настоящего исследователя завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало работы следующей. Поэтому обязательно надо отметить, что и как исследовать дальше (по выбранной теме).

  1. Подготовить текст сообщения.

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его можно составить по такому плану:

  1. Почему избрана эта тема.
  2. Какую цель преследовало исследование.
  3. Какие ставились задачи.
  4. Какие гипотезы проверялись.
  5. Какие использовались методы и средства исследования.
  6. Каким был план исследования.
  7. Какие результаты получены.
  8. Какие выводы сделаны по итогам исследования.
  9. Что можно исследовать в этом направлении.
  1. Рисунки, схемы, чертежи и макеты.

Доклад будет понят и воспринят лучше, если его проиллюстрировать рисунками, чертежами, макетами.

Например, вы исследовали маршруты движения муравьёв в соседнем парке – нарисуйте карту-схему перемещения этих насекомых. Вы проектировали жилой дом будущего – сделайте его рисунок. Вами создан проект космического корабля для туристических поездок или новая суперсовременная подводная лодка – склейте макет.

А если вы изучали, как влияет месторасположение ученика в классе (за какой партой он сидит) на его успехи в учёбе, и предлагаете новые способы расстановки столов в классной комнате, то обязательно начертите схему: как, по вашему мнению, следует размещать учеников на уроке, чтобы они все учились хорошо.

  1. Приготовиться к ответам на вопросы.

В научном мире принято, что защита исследовательской работы – мероприятие открытое и на нём может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору.

К ответам на них нужно быть готовым. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясные формулировки, определения, также обычно спрашивают о том, как и откуда получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ УСПЕХ

Есть несколько правил, которых ты должен придерживаться в своей работе, если желаешь, чтобы она была успешной. Правила эти несложны, но эффект от них велик.

s  Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.

s  Действуя, не бойся совершить ошибку.

s  Будь достаточно смел, чтобы принять решение.

s  Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.

s  Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.

s  Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).

Настоящий исследователь преодолеет любые преграды на своём пути. Самое главное – ты должен верить, что достигнешь намеченной цели. Стремись к ней, невзирая на трудности. Верь в себя, в то, что ты – настоящий исследователь!

 

 

ПРАВИЛА ВЫБОРА ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

* Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, «навязанная» ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его склонности. Суметь услышать, понять, почувствовать его интересы — сложная, но вполне решаемая педагогическая задача.

* Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки — задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл.

На первый взгляд может показаться, что это правило противоречит первому. На самом деле идеальная для каждого ребенка в данный момент его развития тема соответствует чему-то среднему между первым и вторым правилом. Искусство взрослого при проведении этой работы состоит в том, чтобы помочь ребенку сделать такой выбор, который он бы считал своим.

* Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека — умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека.

* Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте у ребенка невысока. Долго целенаправленно работать в одном направлении ему обычно очень трудно.

Поэтому часто приходится наблюдать, что увлеченно начатая и не доведенная сразу до конца работа (рисунок, постройка и др.) так и остается незаконченной. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно. Учитывая эту особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Кроме этого, выбирая тему, надо учитывать следующее:

  • Возможный уровень решения. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Эта позиция касается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня ее подачи, имеется в виду ее формулировка и отбор материала для решения. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному, с различной степенью глубины.
  • Желания и возможности. Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы. Отсутствие литературы, необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные, обычно приводят к поверхностному решению. Поверхностное решение рождает пустословие. А это не только не содействует, а напротив, существенно мешает развитию творческого мышления, основанного на доказательном исследовании и на надежном знании.

 

Реклама

Облако меток

%d такие блоггеры, как: